С. А. Миллер

  3 июля 1855 г.

  ...Я опять читал Шенье; очень хорошие есть, прекрасные вещи, но тоже очень вольные, и если ты хочешь, чтобы я тебе сказал все, что я думаю,— я нахожу, что Шенье в своих образах, в самых непристойных, нравственнее, чем Беранже... Потому что Шенье — только простой живописец и художник там, где Беранже — проповедник! Шенье описывает сюжеты безнравственные, а Беранже — апостол безнравственности, и его учение может быть выражено следующими словами: добродетель, целомудрие — лишь смешные химеры; будьте милосердны, не будьте шпионами и — наплевать на остальное; женщина распущенного поведения и сестра милосердия стоят совершенно на той же точке1. А твой приятель Альфред Мюссе не имеет ни ума Беранже, ни искусства Шенье; он просто танцует — капкан в стихах; и я не знаю, почему — если женщина находит справедливым, что полиция запрещает канкан, отчего же она не возмущается, когда восхваляют Альфреда де Мюссе?2

  Если когда-нибудь я найду экземпляр Мюссе на твоем столе, я его уже не скипидаром оболыо, а дегтем...

  ...Царю и царице очень понравились и «Слава», и «Чарочка». Царица хочет, чтобы я ей списал «Славу»...3


С. А. Миллер. Письма А.К. Толстого С. А. Миллер. Письма А.К. Толстого С. А. Миллер. Письма А.К. Толстого



КОММЕНТАРИИ:
  К письму А.К. Толстого «С. А. Миллер. 3 июля 1855 г.»
  Толстая Софья Андреевна (рожд. Бахметева, по первому мужу Миллер, ум. в 1892 г.).



1 Толстой и некоторые его современники, защитники теории «искусства для искусства», обращали внимание прежде всего на фривольные мотивы в поэзии Беранже и рассматривали французского поэта как «певца анакреонтических предметов, достойных самой ветреной юности» (А. В. Дружинин, Собр. соч., т. 7, СПб. 1865, стр. 346). Совсем иначе оценивали поэзию Беранже русские революционные демократы — Белинский, Герцен, петрашевцы, Чернышевский, Добролюбов. Так, в «Очерках гоголевского периода русской литературы» Чернышевского Беранже назван в ряду крупнейших писателей, чьи произведения «внушены идеями гуманности и улучшения человеческой участи» (Полн. собр. соч., т. 3, М. 1947, стр. 302).

2 Этот односторонний взгляд на Мюссе был у Толстого устойчивым (см. письмо С. А. Миллер. 22 октября 1853 г.).

3 «Слава» — «Песня стрелков императорской фамилии». «Чарочка» Толстому не принадлежит.



Условные сокращения


Письма А.К. Толстого
С. А. Миллер. 3 июля 1855 г.