С. А. Миллер

  17 ноября 1853 г., Петербург.

  Я был в Царском у цесаревича, который в самом деле очень добр ко мне, гораздо больше, чем я этого достоин. Сегодня вечером я должен написать письмо Тургеневу1 который, как я уже тебе сказал, прощен и приедет сюда...

  Я пришел к убеждению, что Рашель — актриса, слишком часто не выказывающая драматического чувства и еще чаще чувства эстетического.

  Ее драматические тонкости выходят у нее грубыми как колено. Боясь, что публика их не поймет, она выражает их бешеными движениями тела и телеграфическими знаками, в то время как искусство, равно как и природа и правдоподобие, указывают, что их следует передавать голосом и выражением лица.

  В конце она умирает от отравы и, как любитель, подражает агонии, предсмертной икоте и конвульсиям.

  Чтоб дойти до этого великолепного результата, она ходила в больницы смотреть, как умирают бедные молодые женщины. Одним словом, по-моему, она — артистка неприятная и антиэстетичная.

  Ее лицо умное и красивое, но игра ее без выражения и неприятная.


С. А. Миллер. Письма А.К. Толстого С. А. Миллер. Письма А.К. Толстого И. С. Тургеневу. Письма А.К. Толстого



КОММЕНТАРИИ:
  К письму А.К. Толстого «С. А. Миллер. 17 ноября 1853 г.»
  Толстая Софья Андреевна (рожд. Бахметева, по первому мужу Миллер, ум. в 1892 г.).



1 См. письмо И. С. Тургеневу. 17 ноября 1853 г.



Условные сокращения


Письма А.К. Толстого
С. А. Миллер. 17 ноября 1853 г.