Садко

      1

Сидит у царя водяного Садко
  И с думою смотрит печальной,
Как моря пучина над ним высоко
  Синеет сквозь терем хрустальный.

      2

Там ходят как тени над ним корабли,
  Товарищи там его ищут,
Там берег остался цветущей земли,
  Там птицы порхают и свищут;

      3

А здесь на него любопытно глядит
  Белуга, глазами моргая,
Иль мелкими искрами мимо бежит
  Снятков серебристая стая;

      4

Куда он ни взглянет, все синяя гладь,
  Все воду лишь видит да воду,
И песни устал он на гуслях играть
  Царю водяному в угоду.

      5

А царь, улыбаясь, ему говорит:
  «Садко, мое милое чадо,
Поведай, зачем так печален твой вид?
  Скажи мне, чего тебе надо?

      6

Кутья ли с шафраном моя не вкусна?
  Блины с инбирем не жирны ли?
Аль в чем неприветна царица-жена?
  Аль дочери чем досадили?

      7

Смотри, как алмазы здесь ярко горят,
  Как много здесь яхонтов алых!
Сокровищ ты столько нашел бы навряд
  В хваленых софийских подвалах!1»

      8

«Ты гой еси, царь-государь водяной,
  Морское пресветлое чудо!
Я много доволен твоею женой,
  И мне от царевен не худо;

      9

Вкусны и кутья, и блины с инбирем,
  Одно, государь, мне обидно:
Куда ни посмотришь, все мокро кругом,
  Сухого местечка не видно!

      10

Что пользы мне в том, что сокровищ полны
  Подводные эти хоромы?
Увидеть бы мне хотя б зелень сосны!
  Прилечь хоть на ворох соломы!

      11

Богатством своим ты меня не держи;
  Все роскоши эти и неги
Я б отдал за крик перепелки во ржи,
  За скрыл новгородской телеги!

      12

Давно так не видно мне божьего дня,
  Мне запаху здесь только тина;
Хоть дегтем повеяло б раз на меня,
  Хоть дымом курного овина!

      13

Когда же я вспомню, что этой порой
  Весна на земле расцветает,
И сам уж не знаю, что станет со мной:
  За сердце вот так и хватает!

      14

Теперь у нас пляски в лесу в молодом,
  Забыты и стужа и слякоть –
Когда я подумаю только о том,
  От грусти мне хочется плакать!

      15

Теперь, чай, и птица, и всякая зверь
  У нас на земле веселится;
Сквозь лист прошлогодний пробившись, теперь
  Синеет в лесу медуница!

      16

Во свежем, в зеленом, в лесу молодом
  Березой душистою пахнет –
И сердце во мне, лишь помыслю о том,
  С тоски изнывает и чахнет!»

      17

«Садко, мое чадо, городишь ты вздор!
  Земля нестерпима от зною!
Я в этом сошлюся на целый мой двор,
  Всегда он согласен со мною!

      18

Мой терем есть моря великого пуп;
  Твой жеребий, стало быть, светел;
А ты непонятлив, несведущ и глуп,
  Я это давно уж заметил!

      19

Ты в думе пригоден моей заседать,
  Твою возвеличу я долю
И сан водяного советника дать
  Тебе непременно изволю!»

      20

«Ты гой еси, царь-государь водяной!
  Премного тебе я обязан,
Но почести я недостоин морской,
  Уж очень к земле я привязан;

      21

Бывало, не все там норовилось мне,
  Не по сердцу было иное;
С тех пор же, как я очутился на дне,
  Мне все стало мило земное;

      22

Припомнился пес мне, и грязен и хил,
  В репьях и в copy извалялся;
На пир я в ту пору на званый спешил,
  А он мне под ноги попался;

      23

Брюзгливо взглянув, я его отогнал, –
  Ногой оттолкнул его гордо –
Вот этого пса я б теперь целовал
  И в темя, и в очи, и в морду!»

      24

«Садко, мое чадо, на кую ты стать
  О псе вспоминаешь сегодня?
Зачем тебе грязного пса целовать?
  На то мои дочки пригодней!

      25

Воистину, чем бы ты им не жених?
  Я вижу, хоть в ус и не дую,
Пошла за тебя бы любая из них,
  Бери ж себе в жены любую!»

      26

«Ты гой еси, царь-государь водяной,
  Морское пресветлое чудо!
Боюся, от брака с такою женой
  Не вышло б душе моей худо!

      27

Не спорю, они у тебя хороши
  И цвет их очей изумрудный,
Но только колючи они, как ерши,
  Нам было б сожительство трудно!

      28

Я тем не порочу твоих дочерей,
  Но я бы не то что любую,
А всех их сейчас променял бы, ей-ей,
  На первую девку рябую!»

      29

«Садко, мое чадо, уж очень ты груб,
  Не нравится речь мне такая;
Когда бы твою не ценил я игру б,
  Ногой тебе дал бы пинка я!

      30

Но печени как-то сегодня свежо,
  Веселье в утробе я чую;
О свадьбе твоей потолкуем ужо,
  Теперь же сыграй плясовую!»

      31

Ударил Садко по струнам трепака,
  Сам к черту шлет царскую ласку,
А царь, ухмыляясь, уперся в бока,
  Готовится, дрыгая, в пляску;

      32

Сперва лишь на месте поводит усом,
  Щетинистой бровью кивает,
Но вот запыхтел и надулся, как сом,
  Все боле его разбирает;

      33

Похаживать начал, плечьми шевеля,
  Подпрыгивать мимо царицы,
Да вдруг как пойдет выводить вензеля,
  Так все затряслись половицы.

      34

«Ну, – мыслит Садко, – я тебя заморю!»
  С досады быстрей он играет,
Но, как ни частит, водяному царю
  Все более сил прибывает:

      35

Пустился навыверт пятами месить,
  Закидывать ногу за ногу;
Откуда взялася, подумаешь, прыть?
  Глядеть индо страшно, ей-богу!

      36

Бояре в испуге ползут окарачь,
  Царица присела аж на пол,
Пищат-ин царевны, а царь себе вскачь
  Знай чешет ногами оба пол.

      37

То, выпятя грудь, на придворных он прет,
  То, скорчившись, пятится боком,
Ломает коленца и взад и вперед,
  Валяет загребом и скоком;

      38

И все веселей и привольней ему,
  Коленца выходят все круче –
Темнее становится все в терему,
  Над морем сбираются тучи…

      39

Но шибче играет Садко, осерча,
  Сжав зубы и брови нахмуря,
Он злится, он дергает струны сплеча –
  Вверху подымается буря…

      40

Вот дальними грянул раскатами гром,
  Сверкнуло в пучинном просторе,
И огненным светом зардела кругом
  Глубокая празелень моря.

      41

Вот крики послышались там высоко:
  То гибнут пловцы с кораблями –
Отчаянней бьет пятернями Садко,
  Царь бешеней месит ногами;

      42

Вприсядку понес его черт ходуном,
  Он фыркает, пышет и дует:
Гремит плясовая, колеблется дом,
  И море ревет и бушует…

      43

И вот пузыри от подстенья пошли,
  Садко уже видит сквозь стены:
Разбитые ко дну летят корабли,
  Крутяся средь ила и пены;

      44

Он видит: моряк не один потонул,
  В нем сердце исполнилось жали,
Он сильною хваткой за струны рванул –
  И, лопнув, они завизжали.

      45

Споткнувшись, на месте стал царь водяной,
  Ногою подъятой болтая:
«Никак, подшутил ты, Садко, надо мной?
  Противна мне шутка такая!

      46

Не в пору, невежа, ты струны порвал,
  Как раз когда я расплясался!
Такого колена никто не видал,
  Какое я дать собирался!

      47

Зачем здоровее ты струн не припас?
  Как буду теперь без музыки?
Аль ты, неумытый, плясать в сухопляс
  Велишь мне, царю и владыке?»

      48

И плесом чешуйным в потылицу царь
  Хватил его, ярости полный,
И вот завертелся Садко как кубарь,
  И вверх понесли его волны…

      49

Сидит в Новеграде Садко невредим,
  С ним вящие все уличане2;
На скатерти браной шипит перед ним
  Вино в венецейском3 стакане;

      50

Степенный посадник, и тысяцкий тут4,
  И старых посадников двое,
И с ними кончанские старосты пьют
  Здоровье Садку круговое.

      51

«Поведай, Садко, уходил ты куда?
  На чудскую Емь5 аль на Балты?
Где бросил свои расшивные суда?
  И без вести где пропадал ты?»

      52

Поет и на гуслях играет Садко,
  Поет про царя водяного:
Как было там жить у него нелегко
  И как уж он пляшет здорово;

      53

Поет про поход без утайки про свой,
  Какая чему была чередь, –
Качают в сомнении все головой,
  Не могут рассказу поверить.

Ноябрь 1871 – март 1872


А.К. Толстой «Алеша Попович» А.К. Толстой «Садко» А.К. Толстой «Канут»



КОММЕНТАРИИ:
  К былине А.К. Толстого «Садко»
  Впервые — РВ, 1873, № 1, стр. 84—93, с еще одной строфой, между 17-й и 18-й, но без 36-й строфы.
  Народное предание о Садко издавна интересовало Толстого. После завершения драматической трилогии, озабоченный поисками темы для новой драмы, он писал Маркевичу: «Соблазнял меня Садко, но это сюжет для балета, а не для драмы». Толстой работал над стихотворением несколько месяцев и в результате считал его «очень удавшейся вещью» (письмо к Стасюлевичу от 29 января 1873 г.). Характерно самое направление этой работы, показывающее, что фабула в былинах Толстого намеренно не развита. Сначала рассказ о похождениях Садко был расширен за пределы основного выбранного им для стихотворения эпизода и перегружен деталями. Это не понравилось Толстому; неверным показался ему и повествовательный тон стихотворения. Посылая своим близким вторую «лирико-драматическую» редакцию «Садко» (первую он называл «эпической»), Толстой писал, что в ней «есть только картинка, так сказать, несколько аккордов… нет рассказа, а стало быть, нет бесполезного и опасного соревнования с былиной, которая будет всегда выше переделки» (письма к жене от 28 марта и к А. М. Жемчужникову от 3 апреля 1872 г.).



1В хваленых софийских подвалах. – Софийский собор в Новгороде.

2Вящие все уличане – наиболее богатые, знатные жители улиц. Все новгородское население делилось на старейших (вящих, передних, больших) людей и молодших (меньших, черных).

3Венецейский – венецианский.

4Степенный посадник, и тысяцкий тут и т. д. – Посадник – правитель Новгорода, избиравшийся вечем из наиболее знатных боярских семей. Степенный посадник – занимающий эту должность в данное время. Сложив ее с себя, он продолжал носить звание посадника с прибавлением эпитета «старый». Тысяцкий – помощник посадника, в ведении которого находились войско и суд по торговым делам. Древний Новгород делился на «концы» (районы), а концы на улицы; концы и улицы имели свое управление; во главе каждого конца стоял кончанский староста.

5Чудская Емь – финское племя, с которым неоднократно воевал Новгород.



Условные сокращения


А.К. Толстой
«Садко»